Пожаловались в Госдуму – ждите проверку

В ОСК предложили провести аудит петербургской компании, просившей парламент и Совет Федерации заставить госкорпорацию исполнять указания правительства о приоритетном выборе российских компаний при проведении конкурсных процедур. Эксперты считают, что это незаконно, но компании будет трудно отстоять свои позиции.

Пожалуй, впервые государственная «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК) проявила своё истинное отношение к российским поставщикам судового комплектующего оборудования в связи с модным нынче импортозамещением. В конце июня ООО «Судовые движительные комплексы» из Петербурга обратилось в Совет Федерации и в ГосДуму с просьбой законодательно заставить госзаказчиков отдавать приоритет российским производителям при проведении конкурсных процедур. В письме приводились примеры, когда крупные заказчики предпочитают китайскую продукцию. В одном из них фигурирует ОСК. 12 июля заместитель генерального директора госкорпорации Тарас Липницкий обратился в Минпромторг с предложением провести аудит пожаловавшейся на ОСК компании. Копия письма попала в распоряжение редакции.

ООО «Судовые движительные комплексы» зарегистрировано в Петербурге в марте 2020 года. Компания занимается проектированием и производством винто-рулевых колонок, подруливающих устройств и пропульсивных комплексов. По данным СПАРК, 51% её долей принадлежат московскому ООО «Энексел Групп» Александра Борисова (сын главы «Роскосмоса»). 49% у Артёма Положего, сына автора обращения и генерального директора СДК Ивана Положего. Выручка СДК за 2022 год – 106 млн рублей. Компании принадлежат 49% долей челябинского ООО «ЕМТ-реммаш», которое специализируется на проектировании и изготовлении зубчатых передач.

Генеральный директор СДК Иван Положий (контр-адмирал запаса, до 2002 года командир 31-й дивизии подводных лодок Северного флота, с 2002-го по 2008 год начальник штаба Ленинградской военно-морской базы) обратился к председателю комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктору Бондареву и депутату Государственной думы Андрею Картаполову в конце июня. Суть требований бизнесмена сводилась к исполнению постановлений правительства РФ №№616, 719 и 925, которые в разных формах констатируют приоритет российских производителей при проведении конкурсных процедур госзаказчиками. Свои письма Иван Положий написал после того, как несколько раз проиграл конкурсы китайским компаниям, которые, по его мнению, предлагали аналогичные товары на похожих условиях.

В письмах глава СДК привёл несколько примеров таких закупок, где заказчиками выступали, в частности, Росгидромет и «дочки» ОСК и Газпрома. Описал он и неудачную попытку изготовить и поставить винто-рулевые колонки для контейнеровозов и сухогрузов, которые госкорпорация строит для ставшего особо актуальным на фоне международных санкций транспортного коридора «Север-Юг». События развивались после отказа немецкой Schottel GmbH от сотрудничества с ОСК. Госкорпорация предпочла китайские винто-рулевые колонки NGC, хотя петербургская компания предложила аналогичные по техническим характеристикам и условиям.

Свои обращения Иван Положий дополнил просьбой привлечь Минпромторг к контролю за исполнением упомянутых правительственных постановлений при проведении конкурсных процедур в судостроении, а Генеральную прокуратуру к надзору за коррупционной составляющей.

Постановления правительства, которые глава «Судовых движительных комплексов» (СДК) просит заставить исполнять госзаказчиков в судостроении, направлены на защиту интересов российский производителей. Документы устанавливают их приоритет при выборе подрядчиков.

  • Постановление №616 «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства» вышло в апреле 2020 года.
  • Постановление №719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации» вышло в июле 2015 года.
  • Постановление №925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами» датируется сентябрем 2016 года.

Депутат Андрей Картаполов переадресовал жалобу в ОСК, замглавы которой – Тарас Липницкий – обратился к директору департамента судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга Борису Кабакову. Обращение попало в редакцию, и теперь мы точно знаем, как в крупнейшей судостроительной корпорации России относятся к импортозамещению.

Во-первых, Тарас Липницкий считает, что в России нет предприятий, способных удовлетворить спрос отечественного судостроения в дизельных двигателях и винто-рулевых колонках, в связи с чем приходится обращаться в Китай.

«Дизельные двигатели и винто-рулевые колонки различных мощностей … являются наиболее важным, ключевым оборудованием для судостроения… В краткосрочной перспективе своевременное обеспечение судостроительной программы отечественным оборудованием не всегда возможно вследствие неиндустриальных масштабов выпуска российскими предприятиями. В этих условиях … приходится ориентироваться на возможности промышленного рынка дружественных государств, в первую очередь КНР…», – сообщил топ-менеджер ОСК чиновнику Минпромторга.

Во-вторых, инициатива петербургской компании, надо полагать, сама по себе показалась Тарасу Липницкому подозрительной, в связи с чем он предложил Борису Кабакову провести совместную проверку компании.

«Поддерживая в целом предложения по развитию отечественных производителей судового комплектующего оборудования, АО «ОСК» предлагает провести совместный с Минпромторгом России выездной аудит <…> ООО «СДК» с целью ознакомления и всесторонней оценке конструкторской и технологической компетенций», – написал он главе судостроительного департамента Минпромторга.

Чуть позже топ-менеджер ОСК уведомил Ивана Положего о выездной аудиторской проверке на производственных площадках «Судовых движительных комплексов» в Петербурге и Нижнем Тагиле, запланированной на середину августа.

Идея проведения работниками ОСК аудиторской проверки его компании Ивану Положему показалась странной.

«Не понимаю, с какой стати госкорпорация может проводить аудит в частной компании - это точно что-то новенькое. По поводу же ситуации в целом - хочу заметить, что в реальной жизни основные препятствия импортозамещению чинят как раз те, кто больше всего говорит о нём с высоких трибун», – говорит бизнесмен.

Владелец производственного холдинга «Кингисеппский машиностроительный завод» (один из крупнейших в стране производителей судовых дизельных установок) Михаил Даниленко полагает, что «Судовым движительным комплексам» будет непросто пройти аудит ОСК.

«Заказчики любят нам ставить в пример зарубежные компании, в которых всё узкоспециализированное, и которые изготавливают самостоятельно очень немногое, осуществляя, как правило, инжиниринг и финальную сборку. Но при аудите ОСК, уверен, спрос будет за отсутствие собственной станочной базы, кузнечного и термического производств, несоответствие принятым мировым стандартам, которые писали специально под иностранных производителей. В СДК сильные и серьезные конструкторы, грамотные разработчики, способные рассчитать высокопрочное оборудование. Ну вот что понимать под оценкой технологической готовности – большой вопрос. <...> Полагаю, господину Положему будет очень непросто доказать, что он способен изготавливать большие винто-рулевой колонки, используя развитую кооперацию в России», – говорит бизнесмен.

Партнер юридической практики консалтинговой компании «Альтхаус» Александр Арбузов не думает, что в данном случае аудит нужно понимать буквально.

«Согласно законодательству, аудит – это независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности - так написано в Федеральном законе «Об аудиторской деятельности». Если говорить о проверке технологических процессов, то это возможно в случаях, предусмотренных контрактами с заказчиками в рамках контроля за выполнением хода подрядных работ. Здесь же речь может идти только о некой добровольной организации руководством ООО «Судовые движительные комплексы» ознакомительного посещения своих площадок для представителей «Объединенной судостроительной корпорации» и Минпромторга РФ с целью демонстрации возможностей», – говорит юрист.

Лев Годованник

Contact Person специально для Delta.News