Мусорное море волнуется три, гатчинский бизнес замри!

pixabay.com
pixabay.com
Пока через край гигантского мусорного полигона «Новый Свет-Эко» буквально валятся отходы, власти ищут «смрад» бизнеса вокруг. Десятки гатчинских предприятий попали под шквал одновременных проверок от инстанций, не смотря на мораторий правительства РФ. Работать не то, чтобы возможно, запах никуда не делся, а говорить вслух нельзя. Вот так сейчас живут те, кто платит зарплаты и налоги.

Недавно на полигоне ТБО «Новый Свет-Эко» произошло схождение мусорных масс. Само явление уже не в новинку. Предыдущие два таких же эксцесса называли оползнями . Однако на этот раз без слова «лавина» не обойтись. На многочисленных фотографиях видно, что мусорная масса в большой доле перевалила за ограждение.

Конечно, власти отреагировали на происходящее (ну а как же иначе?), прислав на место происшествия различные надзорные органы. Так, Росприроднадзор обратился в прокуратуру для согласования внеплановой проверки полигона. По некоторым сведениям, безрезультатно. Как мы рассказывали, на этот же полигон в ближайший год планируется привезти еще около 700 тыс. кубометров твердых коммунальных отходов с юго-востока Петербурга и других согласованных вариантов у властей нет.

Слушая бизнес-дыхание

Но оглянемся назад. Месяцами население ряда поселений Гатчинского района Ленобласти жалуется на сильные и неприятные запахи в воздухе. Логично, раз жалобы жителей на отвратительный смрад есть, должна быть реакция. Оценить оживление контролирующих органов можно по единому реестру проверок. Контрольно-надзорные мероприятия уже затронули сразу более двух десятков компаний (по совпадению - работающих вблизи полигона «Новый Свет»). В большинстве случаев это тот самый малый бизнес, о поддержке которого не устают заверять власти. За последние месяцы к некоторым из них пришли сразу несколько разных проверяющих организаций параллельно. Понятно, что в случае малого бизнеса, каждая подобная проверка существенно затрудняет повседневную работу, если вообще ее не останавливает. Оцените цифры: у семи местных компаний, имена которых фигурировали в материалах СМИ с отчетами о деятельности экоконтроля, за последние девять месяцев в общей сложности прошло 26 разных проверок. Некоторые с участием прокуратуры, что не придает излишнего оптимизма как руководству фирм, так и рядовым сотрудникам. Тем паче – на общем информационном фоне страны, едва ли не переходящей к мобилизационной экономике.

Справедливости ради отметим, к гигантскому полигону ТБО «Новый Свет-Эко» тоже приходили с десяток раз. Однако контроль нес профилактический характер, а результатами таких визитов становились также «профилактические беседы». Последняя внеплановая проверка началась в конце мая и до сих пор числится незавершенной. В то время как прочим проверенным предприятиям составляют протоколы о выявленных нарушениях и выдают предостережения.

То есть, пока на самом крупном в регионе действующем складе бытовых отходов (вы же понимаете, как они могут пахнуть?) ведутся беседы, какой-то бизнес рядом попросту закрывается, кто-то приостанавливает работу, кто-то стойко отбивается от запросов и предостережений. Ну а что запах? А запах на месте.

Активисты в плюс

Экоактивист Валерьян Артюнов , отмечая 10-летнию историю споров об огромной куче мусора, особенно обращает внимание на последние девять месяцев (и не отрицает свои заслуги в повышении активности экологического надзора). По его словам, в это время запах в районе полигона заметно усилился. Когда поток гневных обращений жителей игнорировать стало невозможно, власти области сначала занимались отписками.

«Вице-губернатор (Михаил Ильин) на встрече вообще озвучил интересную мысль: вонь – это конечно неприятно, но не значит, что опасно для здоровья» – припоминает из своей практики общения с властями Валерьян Артюнов.

Следом начались уже совместные «экскурсии» по потенциально опасным местам, в которых принимали участие как представители контролирующих органов, так и активисты. Однако основная проблема не решена до сих пор, а после третьей сошедшей лавины мусора на полигоне (предположим, просто по совпадению) лишь усугубилась.

Ну, а бизнес – в минус

Ну, а тем временем, прокуратуры, Экомилиция , Роспотребнадзор , Росприроднадзор , комиссии местных администраций, МЧС, областной Эконадзор и даже газовые службы в ответ на запрос жителей активизировались. Их сотрудники (с уставшими глазами, как отмечают уставшие коммерсанты) ходят по местным предприятиям, заставляя их руководство отчитываться по целой массе различных критериев и нормативов. И это привело к тому, что кроме жителей задыхается теперь и бизнес.

Коммерсанты даже поговаривают, что в среде экоактивистов, якобы, существует свои лоббисты, которые отвлекают внимание надзора и общественности от «жизненно важного для Ленобласти полигона» на предприятия. Пусть это и конспирология, но, тем не менее, активность общественников напрямую или косвенно оказывает очень значительное давление не бизнес.

Без имен, да по-взрослому

Нам удалось обзвонить гендиректоров и учредителей целого ряда организаций, работающих поблизости с полигоном. Давать официальные комментарии журналистам все наотрез отказались. Оно и понятно, жаловаться на проверки, пусть даже при существовании постановления правительства №336, которое ввело с 10 марта мораторий на проверки бизнеса в 2022 году, себе дороже.

«Да вы что, я буду жаловаться на прокуратуру? Меня вообще приостановят дней на девяносто, найдут повод», – искренне возмутился руководитель одного из гатчинских предприятий.

Постановление №336 на запрет проверок имеет несколько исключений. Во-первых, сохраняется плановые проверки в общеобразовательных учреждениях и местах отдыха детей, родильных домах и организациях социальной помощи с проживанием. Во-вторых, к исключениям по мораторию отнесены объекты I и II классов опасности. В остальных случаях для нарушения «проверочной тишины» требуется веская причина, которую требуется подтвердить в прокуратурах разных уровней. Это может быть угроза жизни или тяжкого вред здоровью граждан, опасность для обороноспособности страны, возможность опасного ЧП и т.п.

Согласитесь, даже неприятный запах гнили в воздухе здесь не повод (тем более, вспомним вышеуказанную позицию вице-губернатора, озвученную активистом Артюновым). До кучи – большинство предприятий, удушаемых проверками, относятся к III классу опасности.

В разговоре по душам негодование по поводу количества проверок, очевидно противоречащих постановлению правительства РФ, скрыть коммерсантам было нелегко.

«У нас такого никогда не было, хотя мы уже привыкшие. У нас параллельно идут с полдюжины проверок», – поделился на условиях анонимности один из предпринимателей.

Общий вопрос бизнеса: неужели региону в такое время не нужны рабочие места, налоги и социальные гарантии для сотрудников?

«Слушайте, давайте по-взрослому. Все знают, как пахнет гниющая биология, а как нефтепродукты, асфальт, или продукты горения. Будем честными – проверять и наказывать за мелкие нарушения можно хоть лесопилки, вонь разлагающихся отходов от этого же никуда не денется, верно?», – поинтересовался еще один коммерсант.

Поспорить кажется сложным, но власть имущим, конечно, видней.

Справка:

Напомним, судьба полигона «Новый Свет-Эко» напрямую связана с историей реализации «мусорной реформы». Создав новую структуру  под учредительством властей Петербурга и Ленобласти, банка ВТБ и «Интер РАО» , чиновники планировали централизовать управление мусорными потоками из города. Однако на оперативность принятия решений это не повлияло, а возможно наоборот. Пока представители «Интер РАО» разговаривают о бюджете , областные чиновники не могут согласовать свои мусорные потоки с чиновниками из Северной столицы, важные решения вынуждены откладываться в долгий ящик. Так власти 47-региона перенесли старт рекультивации полигона в Гатчине к 2024 году, хотя закрыть объект планировалось еще в 2021.

Филипп Крупанин, Александр Николаев 

Contact Person Филипп Крупанин, Александр Николаев