Закон джунглей: зоопарки выберут партнеров сами

Животных в зоопарке кормят одни и те же фирмы, остальным дорога к контрактам практически закрыта. В Госдуме намерены практику узаконить, хотя предприниматели жалуются, что Ленинградский зоопарк и так самый моногамный в России.

Естественный отбор, сформулированный Дарвиным, для бизнес-мира зоопарков оказался не писан. Как выяснил DeltaNews, чужим компаниям попасть за решетки непросто. В Ленинградском зоопарке заявляют открыто: пускаем только своих – проверенных.

С избранными компаниями заключают договоры как с единственными поставщиками без снижения начальной цены. Поддержать эту практику намерены в Госдуме, где на рассмотрении находится законопроект о внесении изменений в Закон о контрактной системе. Авторы инициативы, сенатор Совфеда Надежда Болтенко и группа депутатов от «Единой России», предлагают освободить зверинцы под вывеской ГУПов или МУПов от сложных закупочных процедур. Если этого не сделать, результат один – голодная гибель животных из-за недобросовестных поставщиков, полагают законотворцы.

«Длительность и сложность процедуры закупок может привести к неблагоприятным последствиям. Постоянное изменение видового состава и количества животных не позволяет точно запланировать нужные объемы кормов, работ по сооружению и ремонту мест размещения животных и т.д.» - говорится в пояснительной записке к документу.

Пока законопроект завис на этапе первого чтения, DeltaNews изучил закупки СПб ГУП «Зоопарк», работающий под брендом «Ленинградский зоопарк» . Практически все подрядчики там – единственные поставщики. Особенно это касается закупки самих животных, а также соли, дизельного топлива и ветеринарных препаратов. В 2017 году госпредприятие подписало больше сотни контрактов в рамках 223-ФЗ на сумму свыше 250 млн рублей, на следующий год – в разы меньше: 49 контрактов на сумму 40 млн рублей.

Один из самых больших портфелей - у ООО «СМУ-31». Фирма Сергея Ноздренкова получила 116 млн рублей от зоопарка на реконструкцию вольеров, бассейнов и других объектов с 2015 по 2017 год. Компанию выбирали без конкурсных процедур. Без проблем доставались и подряды ООО «Строй-Олимп» на ремонт помещений, вольеров и благоустройство территории. Предприниматели от зоопарка получили 57 млн рублей.

«Например, у нас была сложная ситуация, когда компания отказалась поставлять корм для жирафов и других копытных. Попадание в реестр недобросовестных поставщиков ее не сильно волновало. Так животные чуть не остались без еды на зиму, – говорит Скиба. – Хорошо, что об этом стало известно сразу. Мы успели обоюдно разорвать контракт и заключить с другой фирмой, с которой работаем давно».

По словам директора Ленинградского зоопарка Ирины Скибы , в 2018 году учреждению пришлось закупаться по системе 44-ФЗ – по букве закона. Через конкурсы и аукционы разыграли 45 закупок с начальной стоимость 74,5 млн рублей. Опыт для зоопарка она считает отрицательным. Некоторые поставщики, надев лавры победителей, отказывались выполнять контракты.

В июне 2018 года в 223-ФЗ были внесены изменения и зоопарку вновь позволили вернуться в прежнюю стихию. Но вольная жизнь закончится к 1 января 2021 года, когда все ГУПы и МУПы должны быть ликвидированы или реорганизованы в другую форму собственности – без исключений даже для животных.

«Когда заключаем контракт по 223-ФЗ, то его легче расторгнуть. В этом случае мы можем оперативно найти другого поставщика, а не ждать положенное время, как это предписывает 44-ФЗ», - заключила Скиба.

Ленинградский зоопарк сформировал за несколько лет список из десятка фирм, которым отдает предпочтение. Лидером среди остальных, подсказывает «Контур.Закупки», стало ООО «Интерпродукт» Олега Петровича . Компания снабжает зоопарк рыбой, мясом, а в прошлом году к этому списку добавились водоросли. Сотрудничество с зоопарком им принесло 10 млн рублей . Петровичу также принадлежит ООО «Гарантия» . Фирмы занимаются поставкой еды в множество университетов, медицинских учреждений, войсковые части и прочие государственные организации.

На втором месте – ООО «Торг-Сервис», также получающая приоритет среди прочих. Фирма принадлежит Елене Андреевой. Эту компанию с «Интерпродуктом», по данным системы Спарк, связывает один телефон и электронная почта. В целом, список поставщиков зоопарка довольно длинный – 237 юрлиц, в том числе индивидуальные предприниматели.

Впрочем, попасть в заветный список – сложно, утверждают игроки рынка. Так, индивидуальный предприниматель Наталья Овчинникова из Москвы в 2018 году сражалась с «Интерпродуктом» за право поставлять водоросли за 595 тыс. рублей и уголь – за 1,4 млн рублей. В итоге предпринимательнице удалось подписать контракт только по доставке угля – ее заявка оказалась единственной.

DeltaNews дозвонился до представителя ИП. Там петербургский зоопарк поставили на вершину антирейтинга по открытости для бизнеса.

«Единственный поставщик, на мой взгляд, нужен, когда закупается эксклюзивная продукция. Если исключить конкуренцию, то получаем банальный результат: бюджет перестанет экономить, а компании не смогут развиваться. Заказчики же себя окружат избранными поставщиками, - говорит собеседник. - Мы работаем с московским зоопарком, там постоянно проводятся конкурсы. Конечно, у них тоже есть практика выбора единственного поставщика, но с Ленинградским не идет ни в какое сравнение».

Сохранить избранных поставщиков зоопаркам вряд ли удастся. Согласно официальному отзыву российского правительства в 2018 году, нынешняя редакция законопроекта не соответствует «официальному курсу страны». Возможные изменения, как считают в кабинете министров, приведут к снижению эффективности расходов на закупках.

«Правительство Российской Федерации не поддерживает представленный проект», - заключил вице-премьер Сергей Приходько.

Contact Person Алексей Стрельников