В Петербургском доме национальностей лбом пробивают красивые стены

Особняк Штифтера. Google.Maps
Особняк Штифтера. Google.Maps
Упрямство в сфере госзаказа – качество скорее полезное. Только обычно мы его встречаем у подрядчиков. А тут наоборот: заказчик работ в особняке Штифтера на Моховой – Петербургский дом национальностей – проявляет чудеса прямолинейности и настойчиво выбирает «Возрождение Петербурга». Целеустремленность проявляется и в кадровой политике. Точнее в «кадровой тирании». В том как призванное помогать в трудоустройстве учреждение разгоняет собственных сотрудников и ограничивает конкуренцию попытался разобраться Delta.News.

Построенный в 1912-1913 четырехэтажный особняк М.В. Штифтера повидал в своих стенах множество разных организаций. Началось все с эстонского пролеткульта. В середине двадцатых там расположился Институт сравнительной патологии и Научно-исследовательский отдел государственного перипневмонического института. После войны здесь был обустроен Дом журналиста. В 70-х Ленконцерт и Росконцерт. А в 90-е здесь восседало пугающее многих конспирологов Российское отделение Фонда Сороса. В нулевых его заменил не менее настораживающий некоторых благотворительный фонд академика Д.С. Лихачева. И, наконец, Дом национальностей сюда заехал в 2005 году.

Предполагалось, что в этих изысканных интерьерах позднего модерна с отголосками русского классицизма только созданное ГКУ должно было налаживать отношения с разными народами, проживающими на территории Петербурга. Проводить этнокультурные мероприятия, помогать защищать права национальных меньшинств и даже проводить профилактику межнациональных конфликтов. Разумеется, курирует учреждение городской комитет по межнациональным отношениям и реализации миграционной политики.

Неожиданная предвзятость

Мы недавно рассказывали, как нас поразила, казалось бы, несвойственная для такого рода заведений избирательность. В середине февраля ГКУ вместе с городским комитетом по госзаказу начали принимать заявки на участие в конкурсе по сохранению памятника регионального значения – этого самого особняка на Моховой улице, 15А. Начальная цена контракта немаленькая – 544,7 млн рублей. Техническое задание описывает ремонт как во внутренних помещениях, а так и фасадов.

Такой масштабный проект, конечно, под силу не каждому, однако, как заметили в ООО «Заслон-Инжиниринг», требования к участникам закупки были слишком строгими. Потенциальным исполнителям необходимо было иметь в качестве опыта минимум 90 выполненных контрактов по работам с памятниками за последние несколько лет. Но самое странное: таких контрактов должно было быть не больше 150. Кроме нас со странностью такого условия согласились и в Петербургском УФАС. Антимонопольщики выдали предписание, которое аннулировало уже подведенные итоги торгов.

А в этих самых торгах приняла участие только одна компания, которая как нельзя кстати идеально подходила под выбранные параметры. ООО «Возрождение Петербурга», оказавшись без конкуренции, снизило начальную ставку всего на 10 тыс. рублей.

ООО «Возрождение Петербурга» образовано 28 мая 1996 года. Фирма имеет за плечами больше 513 выигранных контрактов, 93 из которых приходятся на последние два года. Самая крупная доля уставного капитала, в 40%, принадлежит Михаилу Юмартову. Остальные доли разделены по 6% между десятью детьми предпринимателя. В 2021 году выручка организации составила 727,3 млн рублей при чистой прибыли в 12,4 млн рублей.

После вмешательства ФАС результат не поменялся. Да, в требованиях к участникам странное условие по количеству выполненных контрактов пропало, однако участник снова был только один – ООО «Возрождение Петербурга». И снова фирма сбросила всего 10 тыс. рублей.

Гадать, чем эта фирма так приглянулась Петербургскому дому национальностей, можно долго. Однако один из наших собеседников, не понаслышке знакомый с внутренней кухней строительных работ, нам указал на контракт, подписанный еще в мае прошлого года. Тогда ГКУ подписало с «Возрождением Петербурга» соглашение за 93 млн рублей ровно по реставрации и ремонту Колонного зала, крыши, чердачного перекрытия, а также по воссозданию некоторых утраченных световых фонарей в особняке. По крайней мере так было сказано в объекте закупки в ЕИС. Однако де-факто работы затронули кабинеты директора, заместителя директора и отдела закупок. За чей счет они проводились – загадка, ведь в сметах об этих работах ни слова. Конечно, к таким заявлениям можно относиться с настороженностью. Однако очень удобно работы в этих помещениях уже прописаны в новом конкурсе за 544,7 млн рублей.

Сор из избы

Желающих рассказать, как в этом Доме дела делаются, оказалось внезапно предостаточно. А все дело в том, что ГКУ последние три года происходит «кадровая текучка». Как мы уже уточняли ранее, при штате в 30 человек за этот период уже уволилось почти 80 человек. Некоторые бывшие сотрудники поделились с нами служебными записками, в которых руководство госучреждения требует предоставить объяснительные за опоздания на 2 минуты. Кто-то рассказывает про давление на работников с помощью угрозы лишения премии. Однако единогласно все указывают на заместителя главы ГКУ Ольгу Шульгину, как на основной источник новой кадровой политики.

Напомним, Ольга Шульгина, по нашим данным, до работы в Доме занимала должность заместителя директора по административно-хозяйственному развитию в ГБУ ДО ДДЮТ Кировского района. При ней, кстати, ГАТИ 28 ноября 2019 года отмечала нарушения после проведенных реставрационных работ в здании, где театр и находится.

Мы уже задавались вопросом, как Ольга Шульгина оказалась на столь высокой должности в ГКУ, и нам сразу несколько источников подсказали, что причиной ее уверенности является дружественная связь с председателем комитета по межнациональным отношениям Олегом Капитановым.

Такое предположение выглядит убедительным. Ведь представитель партии ЛДПР, имевший место в шестом созыве городского ЗакСа, получил ключи от главного кабинета в комитете от тогда еще врио губернатора Александра Беглова. Что интересно, тогда Капитанов формально был конкурентом единороса, хотя собрать необходимые 155 подписей мундепов ему так и не удалось.

Также важным контактом для Ольги Шульгиной внутри ГКУ называют начальника сектора по казачеству Кирилла Миронова.

Такое окружение, как говорят недовольные бывшие сотрудники ГКУ, помогает избавляться от любой оппозиции. Поговаривают, что действия протеже Олега Капитанова послужили увольнению с позиции директора ГКУ Валерия Николаева. Нынешний же глава – Александр Карлов – особенной инициативы не проявляет.

Тем не менее изящности в действиях Ольги Шульгиной заметно не было. Это можно судить по первой версии конкурса по реставрации за полмиллиарда рублей, а также по исходу сотрудников, которое навряд ли благостно влияет на деятельность ГКУ. Ее стиль правления один из наших собеседников обозначил следующим образом:

«Человек, когда видит стену, он ее лбом прошибет, хотя в соседней комнате будет дверь, в которой можно было обойти».

Судьба Дома и особняка

Такое внимание нашей редакции к деятельности ГКУ обусловлено не только жесткой кадровой политикой. Дело в том, что имя Олега Капитанова и слово «особняк» уже встречалось в заголовках разных изданий больше пяти лет назад. Речь идет об особняке Штакеншнейдера на Миллионной улице. После выселения культурного кластера «Архитектор» в 2014 году там проводилась реконструкция. По заявлению градозащитников демонтаж затронул интерьеры и важные внутренние конструкции. Уже тогда, по версии РБК, собственником помещений выступала фирма «Молис», гендиректором которой был Олег Капитанов. Сегодня отелем и рестораном, расположенным в этом особняке, управляет ООО «Штакен», где уставной капитал делят между собой Вера Щичко и жена либерал-демократа Анна Капитанова.

Еще один особняк, конторы лесопильного производства братьев Колобовых на Большой Зелениной улице в 2019 году по программе «Аренда памятника за 1 рубль» отошел ООО «Петръ». По данным издания NSP, эта компания тоже была аффилирована с Олегом Капитановым и его женой.

Чтобы дополнить картину, обратимся к декларации чиновника за 2020 год. Он и его супруга тогда на двоих отчитались о годовом доходе в 3,8 млн рублей. Но самое интересное, это имущество. На всю семью у них восемь квартир (две в долевой собственности), три жилых дома, четыре участка, одно нежилое помещение. В сумме это 8,3 тыс. кв. метров. Ах, да! Есть еще гараж на 104 кв. метра. В нем стоит Porsche Cayenne Turbo, Cadillac Escalade ESV и ретро-автомобиль «Волга» ГАЗ 21Р. Есть еще зачем-то самосвал, скутер, гидроцикл и два прицепа.

Теперь вернемся в особняк Штифтера. Если так дело пойдет и дальше, то возможно от ГКУ уже ничего не останется. Предполагать, что будет с освободившимися и уже отреставрированными помещениями, долго не придется. Впрочем, уже сегодня внутри исторического здания, в помещениях госучреждения, проходят излишне светские мероприятия. Так, в ноябре там проводился квиз от туристической фирмы «Tri O Travel».

Найти какие-то реквизиты юрлица не удалось, однако среди лиц, которые обозначены как «организаторы путешествий» можно найти Анну Шульгину – дочь заместителя директора Дома национальностей.

Вот так достаточно крупный подряд в 544,7 млн рублей, который, кстати, превышает общую сумму всех ранее разыгранных ГКУ подрядов, пролил свет на происходящее за пусть и очень красивыми, но очень толстыми стенами Дома национальностей. Хотя с таким упрямством и эти стены не помеха.

Contact Person Филипп Крупанин