В ЦКБ «ОСК-Айсберг» пришел строитель с опытом депутата и ресторатора

Судно проекта 22220. Фото: iceberg.sp.ru
Судно проекта 22220. Фото: iceberg.sp.ru
Единственную «дочку» Балтийского завода, сопровождавшую строительство ледоколов проекта 22220, возглавил строитель, который любит политику и кормил мурманчан. Но тут он займется ядерной энергетикой Крайнего Севера.

С 14 апреля петербургское АО «ЦКБ «ОСК-Айсберг» возглавляет Игорь Чорный. С 2019 года он строит и управляет недвижимостью, а в прошлом десятилетии возглавлял ресторан в Мурманске и даже поработал там сельским депутатом. Сведений о деятельности нового руководителя в судостроительной отрасли нет, зато очевидны политические амбиции. Игорь Чорный боролся за второй депутатский мандат в Мурманской области и пытался стать муниципальным депутатом в петербургских Шушарах, где строительная компания его работодателя возвела целый квартал. Обе попытки завершились провалом, а теперь он стал третьим за последние 8 лет врио гендиректора компании, которая последние годы корректировала проекты самых крупных в мире атомных ледоколов. Новый руководитель рассказал о контракте с «Росатомом», связанном с энергоснабжением Чукотки.

АО «ЦКБ «ОСК-Айсберг» зарегистрировано в Петербурге в 2012 году. Это микропредприятие с уставным капиталом 10 000 рублей. По данным СПАРК, выручка компании от продаж за 2022 год составила около 25 млн рублей, а чистая прибыль и вовсе отрицательная: 8 миллионов убытка. По данным Государственного информационного ресурса бухгалтерской отчетности, на конец 2022 года 85% акций принадлежали «Балтийскому заводу», 10% у бывшего гендиректора (2012-2015 годы) Глеба Макеева, 5% у известного в судостроительной отрасли конструктора Владимира Воробьева. Это единственная «дочка» «Балтийского завода» и единственный случай, когда партнерами этого крупнейшего в регионе судостроительного предприятия выступают частные лица.

Сам Игорь Чорный уверен, что компетенций для поставленных перед «ОСК-Айсберг» задач у него вполне достаточно.

Я долго работал заместителем генерального директора одной компании по общим вопросам, являюсь аттестованным специалистом в сфере транспортной безопасности, тесно связанной с ядерной безопасностью. В контексте текущей работы «Айсберга» нас сейчас интересуют, прежде всего, не вопросы судостроения, а вопросы ядерной безопасности, – сказал автору текста новый глава ЦКБ.

По словам Игоря Чорного, на данный момент основная задача «ОСК-Айсберг» – не техническое сопровождение строительства ледоколов проекта 22220, а авторский надзор эксплуатации плавучего энергоблока «Академик Ломоносов», который базируется в Певеке. Он предназначен для обеспечения энергией крупных промышленные предприятий и населенных пунктов, расположенных в районе Крайнего севера и Чукотки.

«Академик Ломоносов» (проект 20870) построен на Балтийском заводе и передан Росатому в июне 2019 года и с тех пор работает в составе плавучей атомной теплоэлектростанции (ПАТЭС). В конце марта полномочный представитель президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев заявил о планах Росатома о перемещении «Академика Ломоносова» на другую территорию, где необходима атомная генерация. Это связано с интенсивным развитием добывающей промышленности на Чукотке, в частности, Баимской рудной зоны, и как следствие с недостатком мощности «Академика Ломоносова» для обеспечения этого развития. ПАТЭС в Певеке предполагается укомплектовать 4-мя новыми плавучими энергоблоками, которые на данный момент строятся.

Похоже, «Академика Ломоносова» ждут большие перемены, и Игорь Чорный утверждает, что вполне готов к ним, несмотря на отсутствие опыта работы в судостроительной отрасли.

Я закончил Макарову, имею все соответствующие дипломы, допуски. Работа «ОСК-Айсберг» сейчас сужена до обслуживания конкретного объекта. Мы сориентированы на функции авторского надзора по «Академику Ломоносову». Мы его проектировали, строили и сейчас обеспечиваем технологическими конструкторскими решениями, согласовываем документацию подрядчиков и субподрядчиков, которые его эксплуатируют. Впрочем, в одном с нами здании располагается альтернативная организация ЦКБ «Айсберг» – вот она занимается именно судостроением. Компетентных людей там предостаточно, – говорит новый топ-менеджер.

СПАРК показывает весьма скромные финансовые показатели работы «ОСК-Айсберг» за последние годы. Его выручка от продаж в 2022 году чуть превысила 25 млн рублей, в 2021-м и вовсе составил 6 миллионов, хотя, в предыдущие годы, когда техническое сопровождение строительства ледоколов проекта 22220 было более актуальным, превышала треть миллиарда.

Неспроста многие участники рынка полагают, что предыдущий врио гендиректора «ОСК-Айсберг» Дмитрий Клешнев покинул компанию из-за отсутствия перспектив. Впрочем, сам Дмитрий Клешнев сказал автору статьи, что у него «есть другие дела» в той же Объединенной судостроительной корпорации, куда входит владеющий 85% акций «ОСК-Айсберг» Балтийский завод. Уточнить должность, на которую он перешел в ОСК, бывший глава «ОСК-Айсберг» отказался. Причины, из-за которых там последние 8 лет пост первого лица занимают гендиректора исключительно с приставкой «врио», никто объяснить не смог.

Игорь Чорный неслучайно упомянул почти полную тезку компании, которую возглавил – АО «ЦКБ «Айсберг». Эта компания действительно располагается в том же здании, что и АО «ЦКБ «ОСК-Айсберг», но в отличие от него, не входит в ОСК, а принадлежит структурам «Роснефти». Этот «Айсберг» имеет совсем другие финансовые показатели: почти 2 млрд рублей за 2021 год и около полутора миллиарда в предыдущие годы. Надо полагать, там действительно нет проблем со специалистами в сфере судостроения.

С точки зрения формальной логики, Игорь Чорный – очень неожиданный руководитель судостроительного конструкторского бюро.

С февраля 2019 года по настоящее время он возглавляет петербургское ООО «Технопарк №1», которое специализируется на управлении недвижимостью. 10% компании у известного в строительном бизнесе Михаила Скорова, генерального директора ООО «СК «Дальпитерстрой», построившего крупный жилой комплекс в Шушарах и наделавшего много шума из-за задержек ввода в эксплуатацию объектов социальной инфраструктуры.

А ещё с ноября 2021 года Игорь Чорный возглавляет ООО «Вега» – небольшую строительную компанию, принадлежащую торгующему недвижимостью ООО «Проинвест» Геннадия Медведева (51%) и Аркадия Скорова (49%). Геннадий Медведев – основной бенефициар «Дальпитерстроя», чей шушарский проект вышел в 2019 году в публичную плоскость. Как раз тогда Игорь Чорный баллотировался в муниципальный совет Шушар в качестве самовыдвиженца.

Эти выборы оказались для него неудачными, но, например, в 2010 году он благополучно избрался в совет депутатов сельского поселения Междуречье Кольского района Мурманской области. Он баллотировался там еще раз, но ничего не получилось. В то время Игорь Чорный возглавил ООО «Фуд», державшее ресторан в Мурманске.

Владелец производственного холдинга «Кингисеппский машиностроительный завод» (одно из направлений работы – судостроение) Михаил Даниленко полагает, что принцип ставить на руководство предприятием специалиста из отрасли зачастую не ведет к результату, а хорошие руководители из других отраслей нередко показывают гораздо более интересный подход.

Взгляд отраслевого специалиста, как правило, зашоренный, решения повторяют опыт предыдущих руководителей и их ошибки. Люди со стороны нередко предлагают новые интересные пути развития. Мы сами шли таких путем. На первый взгляд, у Игоря Чорного опыт совсем не специфический даже как просто управленца. Время покажет. На руководящих позициях в судостроении быть профильным специалистом не обязательно. Возможно, благодаря этому руководителю мы увидим новые идеи, – говорит бизнесмен.

Генеральный директор петербургского ООО «Судовые движительные комплексы» (проектирует и изготавливает винторулевые системы) Иван Положий считает недопустимым назначение на пост первого лица судостроительной компании человека без опыта работы в судостроении.

Вообще, это печально. Может, из-за таких кадров судостроение у нас и находится в системном кризисе. Печально, потому, что, «как управляем, так и живем». КБ, важнейший элемент системы «Заказчик-КБ-верфь-изготовители». Как это все работает? Сколько времени понадобится новому человеку, чтобы понять? Тем более, система в постоянном движении и трансформации, и времени на ее изучение не выделяется. Жалко «Айсберг», – полагает Иван Положий.

Лев Годованник специально для Delta.News

Contact Person