Промышленники Петербурга и Ленобласти обсудили особенности гособоронзаказа

Спикеры обсудили действующие правовые аспекты работы в условиях санкционного давления, а также подготовили предложения об упрощении механизмов производственной кооперации.
Так, финансовый директор Кингисеппского машиностроительного завода (ООО «КМЗ») Мария Милющенко рассказала о новой тенденции на рынке оборонного госзаказа: авансирование работ подрядчиков снижается, а окончательные расчеты после завершения исполнения контрактов оказываются растянутыми во времени. Однако, налоговые отчисления предприятий оказываются привязаны не к срокам оплаты, а фактической реализации продукции.
«Мы видим тенденцию, когда авансирование по ГОЗ снижается, а окончательные расчеты предполагают большую временную отсрочку. При этом исполнители обязаны оплатить в бюджет НДС и налог на прибыль по факту реализации товаров независимо от отсутствия окончательного расчета по ГОЗ. Закономерно встает вопрос: почему, не получая своевременно денег от государства, исполнители должны пополнять бюджет? Государство перекладывает на них налоговое бремя, которое они должны обеспечить собственными средствами. Было бы справедливее рассмотреть возможность внедрения кассового метода начисления налогов», - указывает на коллизию Малюшенко.

В качестве решения этой проблемы участники конференции предложили разработать специальные мер ы поддержки. К примеру, член научно-технического совета Минпромторга России Наталья Беляева сообщила, что на участников государственного оборонного заказа можно было бы распространить практику инвестиционных налоговых кредитов.
«Отличной мерой поддержки бизнеса могло бы стать включение в перечень налогов, по которых предоставляется инвестиционный налоговый кредит, для предприятий, образующих цепочку кооперации для выполнения гособоронзаказа, НДС. Особенно, учитывая длительность сроков исполнения договоров ГОЗ (5-7 лет), а значит и оплаты по ним», - считает Беляева.

Кроме этого, меняется и взаимодействие подрядчиков в условиях кооперации вокруг государственного оборонного заказа. К примеру, генеральный исполнитель может предоставлять оплату участникам кооперации и субподрядчикам уже после выполнения всех работ, тогда как сам может получить аванс заранее. Причиной этой тенденции становится неурегулированность некоторых положений госконтрактов.
«Если, например, Министерство обороны заключает госконтракт с головным исполнителем, последний обязан транслировать аналогичные условия для контракта по кооперации. Однако на государственном уровне типовой текст госконтракта не утвержден. На практике используется примерно один и тот же текст, в котором есть формулировка, что оплата за фактические работы осуществляется заказчиком не ранее поступления соответствующих денежных средств от госзаказчика», - заявила на конференции заместитель генерального директора по правовым вопросам ООО «КМЗ» Марина Ведмук.
Согласно положениям действующего законодательства, аванс, полученный генеральным подрядчиком, трактуется по-разному. Это приводит к тому, что нередко партнерам приходится ждать даже не завершения своей части работ, а расчетом по госконтракту в целом. А этот процесс может растянуться на несколько лет. Как результат, основным путем получения средств становится судебное разбирательство. В этом случае эксперт рекомендует запрашивать у оппонента данные, поступали ли вообще средства от Министерства обороны или его структурных подразделений на счета генподрядчика. Если участники кооперации удастся получить эти документы, ответчику, задолжавшему компании, придется доказывать, что тот же аванс был направлен на более важные цели
С учетом существующих нюансов на рынке госзаказа, участники конференции подготовили свои предложения по совершенствованию системы взаимодействия заказчиков и исполнителей контрактов. Документ намерены направить в профильные органы.