«Пилон» готовят к прощальному танцу

Дорожно-строительная компания «Пилон» пакует чемоданы. Фирма готовится к судам с субподрядчиками и переезжает в офисы-вагончики, расплачиваясь с сотрудниками обещаниями вместо зарплат. Как и с «Метростроем», все началось с ФСБ.

В конце февраля главный офис ЗАО «Пилон» , как стало известно DeltaNews, перебазируется с Воронежской улицы на Двинскую, где находится управление механизации компании. Некогда крупнейший подрядчик Смольного объясняет перемену мест оптимизацией. Осведомленные источники дополняют: с начала 2018 года штат фирмы сократился с трех до тысячи человек.

На новой площадке оставшихся сотрудников, в том числе топ-менеджмент, ждут вагончики-офисы. Там есть все необходимое оборудование, но комфортабельность и расположение уступают бизнес-центру «Призма», где до сих пор обитала фирма. В пресс-службе коммерческой структуры DeltaNews подтвердили, что переезд состоится через месяц – для сокращения расходов. Оставшиеся вопросы на момент публикации остались не отвеченными. Собственник компании Мевлуди Блиадзе на звонки не ответил.

Google Maps
Google Maps

При этом смена локации происходит на фоне ухудшающегося финансового состояния. По словам собеседников издания, компания до сих пор не расплатилась по долгам перед всеми работниками, часть из которых в январе 2019 года получили зарплату за ноябрь. Ситуация не разрешилась даже после вмешательства прокуратуры, которая вынудила фирму начать выплату денег сотрудникам. В ноябре прошлого года задолженность оценивалась в 62 млн рублей.

Невозможность рассчитаться перед персоналом усугубляется блокировкой банковских счетов «Пилона» налоговой службой, пояснили источники редакции. При этом руководству все сложнее гасить недовольство в собственных рядах, обещая, что «через два месяца все наладится».

Оптимизма не прибавляется при взгляде на картотеку арбитражных дел. С конца 2018 года в отношении «Пилона» зарегистрирован десяток исков от различных компаний. Взыскать задолженность пытаются шесть компаний: «Ленстройматериалы-Техностром» , «Юррос» , «Конвера-Д» , «Конвера-Плюс», «Бетон» и «Белнева» . Многие иски находятся в первой инстанции без детализации, суммы отдельных претензий достигают 10 млн рублей .

Свои счеты имела и петербургская Дирекция транспортного строительства (ДТС), правда, ее аппетиты оказались в разы скромнее. В конце прошлого года чиновники взыскали через суд четыре тысячи рублей «за нарушение сроков выполнения работ». Несколько лет назад отношения между этим ведомством и строителями были весьма продуктивными - в 2015 году компания получила от дирекции два подряда в сумме более чем на 11 млрд рублей . По совпадению, тогда же «Пилон» возглавил Владимир Шмидт , который до этого успел потрудиться в должности председателя КРТИ и директора ДТС.

Один из этих контрактов на данный момент исполнен и полностью оплачен, а второй находится в стадии исполнения. При этом из без малого 8,7 млрд руб., выделенных на строительство моста через Малую Неву в районе острова Серный, подрядчик получил почти 8,6 миллиардов . Последняя платежка на более чем 1,5 млрд рублей датирована 30 ноября прошлого года.

Судя по Спарку, портфель контрактов компании снижался из года в год: в 2016 году – 886 млн рублей , в 2017 году – 728 млн рублей , в 2018 – 138 млн рублей . Впрочем, система не учитывает два объекта, которые «Пилон» выиграл в конце прошлого года: Гореловский и Лиговский путепроводы по заказу ДТС. Они могут оказаться спасательным кругом для компании - их общая сумма составила почти 4,4 млрд рублей .

Некоторые из полученных ранее заказов «Пилон» завершить не смог. Так, ремонт дорог в Гатчинском районе Ленобласти за 177 млн рублей по заказу Ленавтодора был обоюдно расторгнут сторонами. Такая же судьба постигла инженерно-транспортное обеспечение квартала за улицей Новоселов на полмиллиарда рублей .

Заказчик работ, петербургский Фонд капитального строительства потом пояснил, что «выявленный объем работ превысил стоимость работ, включенных в государственный контракт». Стороны решили не продлевать отношения. Спарк-Интерфакс показывает, что, по состоянию на 2017 год, компания нарастила кредиторскую задолженность до 1,8 млрд рублей . При этом аудит по состоянию на март 2018 года оценил стоимость чистых активов в 1,7 млрд рублей .

Не лучше работает с госзаказами и дружественное «Пилону» ЗАО «Ювенал» , которым с апреля по декабрь 2017 года руководила дочь Мевлуди Блиадзе Марина . В этот период компания победила в аукционе от ДТС на ремонт дорог Московского района за 980 млн рублей . Однако спустя два месяца контракт был разорван.

В 2017 году начало неурядиц ознаменовалось проверкой ФСБ, которая интересовалась путепроводом на пересечении Дунайского проспекта и Пулковского шоссе стоимостью 11,5 млрд рублей . По данным DeltaNews, проверка прошла без уголовных дел. Почти одновременно компания вернула в бюджет несколько сотен миллионов рублей, сэкономленных во время строительства объекта.

Спустя год силовики переключились на областное портфолио «Пилона» – на этот раз в их фокус попал путепровод «Таммисуо–Гвардейское» на железнодорожном перегоне «Выборг–Каменногорск» за 985 млн рублей . Осенью минувшего года контрразведчики нанесли визит в региональный комитет по дорожному хозяйству, где изъяли соответствующие документы.

Большинство сопоставимых игроков на рынке объясняют трудности коллег малоэффективным менеджментом. Некоторые собеседники приводили в пример ОАО «Метрострой» , с которым в течение прошлого года Смольный расторг 28 контрактов на строительно-монтажные работы. Компания также стоит на грани финансового краха, что сопровождается периодическими забастовками рабочих «Метростроя», его «дочек» и подрядных организаций, с общим требованием выплатить зарплаты. И в этом случае неприятностям предшествовали визиты сотрудников ФСБ, в их случае – с последующими уголовными делами.

«Обратный пример – Возрождение. У них возникли трудности в Петербурге, они вышли на рынок Туркменистана и подвязались на контракты в других субъектах. Видимо, это правильный менеджмент, а кто-то захлебывается во внутренних проблемах и нехватке средств. Денег в городе не хватает на все объекты, программы урезают», – прокомментировал один из экспертов.

Уместно вспомнить и невеселую судьбу петербургских мостостроителей: в 2015 году обанкротилась компания «Мостоотряд №19», а в 2016 году – «Мостострой №6». Место последнего как раз и заняла компания «Пилон».

Contact Person Алексей Стрельников