По данным опросов Санкт-Петербургского информационно-аналитического центра , проведенных в рамках исследования Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности совместно с Комитетом по информатизации и связи Смольного, 55,6% опрошенных петербуржцев готовы выйти на акции протеста из-за высокого уровня коррупции в городе.
Эта причина лишь немного уступила самой популярной для потенциального выступления – нарушению политических прав и свобод граждан. За первый вариант проголосовали 60% респондентов.
Итоги опросов закономерны, ведь петербуржцы уже порядком устали от системных проявлений недобросовестности чиновников на всех уровнях власти. СМИ отмечали , что 2022 год запомнился многим серией скандалов с коррупционным «душком».
Например, сообщалось сразу о нескольких громких задержаниях чиновников из сферы уборки города. Снегоуборочный сезон 2021-2022 ознаменовался полной беспомощностью коммунальных служб и ответственных комитетов перед стандартными природными явлениями, такими как снегопады. Город буквально утонул в неубранном снегу.
В тоже время правоохранительные органы заинтересовались деятельностью чиновников, ответственных за организацию уборочных процессов. Например, был задержан отвечавший за закупки в администрации Красносельского района Валерий Мещеряков . Выяснилось, что он мог продвигать получение тендера на уборку «нужным» подрядчиком.
Не обошлось без подобного скандала и в Василеостровском районе. Там возбудили уголовное дело по статье о мошенничестве в отношении сразу трех госслужащих, нанимавших дворников для уборки улиц лишь на бумаге. В результате городской бюджет потерял порядка 20 млн рублей .
Коррупцию в прошлом году усмотрели в деятельности КГИОП . По версии следствия, сотрудники комитета способствовали разрушению культурных объектов в городе путем фальсификации документации в части сроков постройки исторических зданий. Искусственное «омоложение» ценных объектов приводило к их выводу из-под охранного законодательства с последующим их уничтожением.
Особого внимания заслуживают не чиновники среднего и низшего звена. Коррупционные признаки наблюдаются и в высших эшелонах городской власти. Так, в прошлом году СМИ отмечали , что к провалам мусорной реформы, которые привели к опасной эпидемиологической обстановке, могли иметь отношение неофициальные помощники губернатора Беглова, как их называют журналисты, братья Захватовы . Кроме того, в ряде СМИ отмечается, что в «мусорных» схемах могла принимать участие гендиректор ставшего единственным регоператором Петербурга НЭО Екатерина Горшкова . Ее в СМИ также называют возможной «ставленницей» семьи Захватовых.
В конце прошлого года разразился громкий скандал по поводу реконструкции петербургского «Мюзик-Холла». Выяснилось, что госзаказ на проведение работ получила компания ПСБ «Жилстрой» , заявку которой ранее отклонил Комитет по госзаказу . Причиной отказа стало отсутствие опыта в реставрации исторических зданий. Делом заинтересовались в СК РФ , а глава ведомства Александр Бастрыкин поручил провести проверку. Интересно, что по данным СМИ, об «услуге» в допуске компании до контракта попросили в Комитете по строительству , возглавляемому Игорем Креславским . Еще в 2020 году по распоряжению Беглова он занял свой пост.
Не обошлось в прошлом году без скандалов, связанных лично с губернатором. Например, согласно данным журналистских расследований, дочери Беглова владеют в общей сложности двадцатью квартирами не из дешевого сегмента. Утверждалось, что официальные и неофициальные родственники губернатора располагают имуществом в общей сложности на полтора миллиарда рублей.
Учитывая коррупционные реалии Петербурга, нередко связанные с высокопоставленными городскими чиновниками и их окружением, «протестные» настроения петербуржцев вполне объяснимы.