Петербургские генеральные подрядчики отстаивают в суде размер «откатов» от госзаказов

В петербургском арбитраже рассматривают правомерность процента, который субподрядчики должны «дарить» своим нанимателям. Сегодня компании, выигрывающие тендер берут с каждого госзаказа процент при передаче субподрядным организациям «Лентехстрой», связанный с главой комитета по строительству Игорем Креславским, за свои «генподрядные услуги» брал 21% с подрядчика.

В марте 2021 года губернатор Петербурга Александр Беглов объявил о строительстве нового лечебно-диагностического корпуса в больнице Святого Великомученика Георгия. Из резервного фонда города на эти цели была выделена немалая сумма в размере 3,5 млрд рублей. Победителем тендера стало ООО «Лентехстрой», которое стало генеральным подрядчиком строительства.

После получения контракта, «Лентехстрой», как это принято на «рынке петербургских услуг», начал активно привлекать субподрядчиков. То есть фактически передавать строительство другим фирмам за те самые 3,5 млрд рублей, выделенные из бюджета города. Фактически основным субподрядчиком строительства нового корпуса больницы стало «Смитхелскеа». Судя по всему, именно этих строителей не устроил так называемый «генподрядный процент». То есть то, ради чего в принципе компании стремятся стать генеральными подрядчиками. В большинстве случаев сама компания, которая выиграла государственный контракт, работы на объекте не ведет и выполняет роль посредника между заказчиком и подрядчиками.

В итоге спор об этом своеобразном «откате за посредничество» ушел в Арбитражный суд и стал достоянием общественности. В настоящий момент зарегистрировано три похожих между собой иска компании «Смитхелскеа», которая пытается доказать неосновательное обогащение «Лентехстроя». Один процесс еще идет, еще в одном выиграл «Лентехстрой», а в другом суд встал на сторону «Смитхелскеа».

Генподрядный 21% был обличен в форму выполнения определенных работ, которые по бумагам «Лентехстрой» выполнил, а вот в действительности этого могло и не быть, по крайней мере так утверждает сама компания, подавшая иск.

Партнёр юридической фирмы Ru.Courts Алексей Агеев рассказал «Деловому Петербургу» о том, что споры, связанные с оказанием генподрядных услуг и их оплатой, встречаются в судебной практике нечасто, потому что цена вопроса обычно невелика и, как правило, такие услуги действительно оказываются.

"Главная странность этого дела заключается в размере генподрядных услуг. Обычно их стоимость составляет 5–7%, в крайнем случае — 10% цены договора. В споре “Лентехстроя” и “Смитхелскеа” стороны согласовали её в размере 21%. Мне сложно представить, чтобы “Смитхелскеа” потребила столько коммунальных ресурсов либо что у него была необходимость хранить оборудование за такие деньги", — рассуждает Алексей Агеев.

«»Примечательно в этой истории то, что единственным владельцем ООО «Лентехстрой» является Анатолий Вебер. Фирму уже давно связывают с Игорем Креславским, семья которого управляет группой компаний «РСТИ». Ранее «Лентехстроем» владел Дмитрий Яблоков, он руководит и ООО «Горизонт», учрежденным Викторией Креславской. Анатолий Вебер также возглавляет ООО «Меридиан», владелец которого Алексей Грузинский является совладельцем входящего в группу ЗАО «РСТИ». В 2015 году «Лентехстрой» называли частью ГК «Росстройинвест», в настоящее время называющейся «РСТИ».

Таким образом получается, что генеральный подрядчик, напрямую связанный с заказчиком – представителем власти, не только поставил под сомнение сам «институт генеральных подрядчиков» в Петербурге, завысив принятый в таких случаях процент в несколько раз, но и стал причиной обнародования всей этой практики. То есть благодаря компании, связанной с главой комитета по строительству Смольного Игоря Креславского, история о «генподрядном заказе» стала достоянием общественности.

Тяжбы копаний продолжаться в вышестоящих судебных инстанциях, а процессы уже сейчас выглядят наглядным пособием, показывающим как компании, связанные с чиновниками Смольного, зарабатывают деньги не только на выигранном госконтракте, но и на дополнительных процентах за «покровительство» над реальными подрядчиками.