Мусорные тарифы ниже, но все еще пахнут неприятно

Фотограф: Jessica Lewis Creative: pexels.com
Фотограф: Jessica Lewis Creative: pexels.com
В середине ноября Комитет по тарифам Петербурга утвердил новые производственные программы и предельные тарифы на обработку твердых коммунальных отходов (ТКО) для нескольких компаний, работающих на территории Петербурга. Припоминая шестикратное подорожание, Delta.News решил оценить долгосрочные перспективы пахучего бизнеса, связанного с затянувшейся экспансией АО «Невский экологический оператор» (НЭО). Если вкратце, тарифы ниже, но вопросов меньше не стало.

Опубликованные на официальном сайте комитета распоряжения описывают тарифы на долгосрочные перспективы. Напомним, в последний раз, когда мы присматривались к тарифным планам Смольного , касающихся деятельности «НЭО» , горизонт планирования составляли полугодия. Так, в первой половине 2022 года за обработку тонны ТКО был установлен прайс в 1 957 рулей 43 копейки , а во второй – уже 12 843 рубля 65 копеек . Кстати, шестикратное увеличение было произведено примерно в тот же временной отрезок, когда гендиректор «Интер РАО» , одного из четверых равноправных акционеров «НЭО», Борис Ковальчук предлагал нарастить уставной капитал со 100 млн рублей до 16,1 млрд рублей

Новое же распоряжение выглядят гуманнее. С 1 декабря 2022 года по 31 декабря 2023 предельный тариф на обработку ТКО составляет уже 5 353 рубля и 10 копеек за тонну. А в перспективе на следующие два года этот показатель должен будет снижен до 3 944 рублей и 74 копеек . Такой расклад не может не радовать, ведь кажется, что финансирование мусорной реформы вышло на справедливый уровень. Однако так видится, только если не смотреть на картину в целом. Так, если взглянуть на распоряжения (опубликованные там же), которые регулируют производительные программы других компаний, занимающихся обработкой отходов, то вопрос справедливости и некой финансовой последовательности встанет снова.

Так, например, фирме ООО «ЭкоВаст» на 2023 год установили предельный тариф в 576 рублей и 93 копейки за тонну. Правда с перспективой на увеличение, но всего до 630 рублей и 89 копеек в 2025. У ООО «Топливная экологическая компания» (ТЭК) в предстоящем году планируется ставка в 537 рублей и 96 копеек , а перспектива в 2027 вообще приводит к 300 рублям и 34 копейкам .

Да, конечно, объемы обрабатываемых отходов у трех компаний отличаются. В то время как у «НЭО» 400 тыс. тонн за 2023 с перспективой на 600 тысяч в 2024 году, «ЭкоВаст» может похвастаться 76,7 тыс. тонн в год, а «ТЭК» – 87,4 тысяч в год. Однако, нам кажется, что обычно увеличение объемов должно приводить к снижению цены (можем ошибаться).

Обратимся же к финансовым потребностям компаний. Операционные расходы у «НЭО» обозначены как 593,3 млн рублей в 2023 и уже 949,7 миллиона в 2025. Расчетная предпринимательская прибыль 63,8 млн рублей в 2023 и 112,7 миллионов через два года. На приобретение энергоресурсов и амортизацию основных средств «НЭО» запрашивает 1,207 млрд рублей в 2023 и 1,289 млрд рублей в 2025. Нормативную прибыль единый оператор планирует получать из тарифов ближайшие два года: 801,2 млн рублей и 318,9 млн рублей соответственно (в 2025 году этот показатель нулевой). Короче говоря, если просуммировать все требования и пожелания, то «НЭО» за три года рассчитывает на выручку в 7,1 млрд рублей .

У «ТЭК» финансовые планы расписаны до 2027 года. Но мы для удобства ограничимся планами до 2025. Операционные расходы: 20 млн рублей в 2023, 21,4 млн рублей в 2025.Предпринимательская прибыль упадет с 1,9 млн рублей до 1,8 миллиона . Энергоресурсы с амортизацией: почти 14 млн рублей в 2023 и 13,5 миллиона в 2025. Нормативная прибыль в планах не рассматривается вообще. В сумме три года выручки (с корректировкой необходимой валовой выручки) у «ТЭК» составляет 100,4 млн рублей .

Поделив запрошенные выручки на объемы обработки ТКО мы как раз и получаем объявленные тарифы, которые покажутся в платежках у петербуржцев в ближайшие дни. И вот возникает вопрос, зачем платить больше, если можно пользоваться услугами того же «ТЭК», объемы которого пусть и меньше объемов регионального оператора, но можно же нарастить. Да и доля отходов, которые «ТЭК» отправляет на утилизацию сравнительно выше, чем у «НЭО» (82% против 15-18%).

Здесь как раз снова раскрывается основная экономическая стратегия мусорной реформы в Петербурге. Инвестициями в отрасль занимается ни Смольный, ни ВТБ и тем более ни «Интер РАО», а петербуржцы, которые уже устали высчитывать сколько именно они платят из ТКО (ведь теперь тарифы за мусор фигурируют сразу в нескольких платежках). Им же, судя по всему, предлагается взять на себя риски действительно непростой реформы. А зачем в этой схеме «НЭО» с четверкой равноправных акционеров? Координировать проекты? Но проблемы «птичьего вопроса» на КПО «Волхонка» все еще не решен. Договариваться с участниками рынка? Но ни жители , ни предприниматели не в восторге от происходящего. Распределение денежных потоков? Возможно. Еще при первичной дележке мусорного пирога пахло непростыми тектоническими сдвигами в отрасли. Однако на вопрос: «Кто здесь конечный выгодоприобретатель горожане или четверка акционеров?» – предлагаем ответить читателям самостоятельно.

Филипп Крупнаин  

Contact Person Филипп Крупнаин