Бандитский Петербург отправят в музей

Дизайнеры мета-бренда фантазируют – как превратить Петербург из бандитского города-музея в IT-city. Новым символом может стать даже неоднозначный Лахта-Центр. У специалистов есть вопросы, у чиновников – пока нет.

Комитету по развитию туризма сегодня, 20 декабря, представили мета-бренд Петербурга, который закончили за рекордные для такой глобальной работы срок – меньше, чем за два месяца. Как сообщили DeltaNews в Смольном, вопросов к предоставленному проекту нет, идет прием документов. Но мы уже познакомились с проектом, его предварительная презентация состоялась 15 декабря на креативной площадке в Петербурге. Авторы подробно рассказывали о своем продукте, но визуально никаких наработок пока не представили.

Сразу отметим, что нынешний ребрендинг города – рекордный по затратам. Он обошелся в 7 млн раз дороже, чем логотип Артемия Лебедева . Прошлое сотрудничество с дизайнерами оказалось менее удачным: рынку не понравилось, что чиновники заключили договор с известной студией без проведения конкурса за 1 рубль. Поработать над имиджем города желали многие. Суд в 2017 году разорвал договорные отношения, а сам логотип от Лебедева канул в небытие. На смену пришла новая разработка агентства SPN Communication . Одно из крупнейших в мире коммуникационных агентств в октябре выиграло конкурс Смольного на разработку мета-бренда . Что это такое – объяснить в двух словах не могут даже специалисты. Придется подключить философский уровень сознания.

Если верить техзаданию, в итоге получился не только логотип, а «целостный устойчивый позитивно окрашенный образ территории» в сознании множества аудиторий. Он должен помочь в выстраивании «длительных личных и профессиональных отношений с этой территорией и её населением». Концепцию придумал британский маркетолог Саймон Анхольт в 2002 году. Он заметил, что у каждого государства существует «национальный брендинг», понимание которого помогает странам привлекать новые инвестиции. С тех пор Анхольт получил мировое признание, а к его услугам обратились государственные органы из 50 стран. Именно его наработки использовали в SPN Communication.

Получилось то, что получилось: не будем судить, но новое лицо Петербурга в представлении дизайнеров и маркетологов мало кто угадает с ходу. По крайней мере на образе «города-музея» можно поставить крест.

«Мы не фиксировали реальность, а рисовали будущее. Поэтому города-музея, скорее всего, не будет. Ни в одной из концепций мы себе этого не позволили», – признался креативный директор SPN Communications Владимир Чесноков.

«Я бегал среди коллег и спрашивал, знаете, кто выиграл последние чемпионаты мира по программированию? Там постоянно выигрывают петербуржцы. ИТМО выиграл 8 из 10 раз, вперемешку с СПбГУ. И это не считая успешных историй с «ВКонтакте» и «Телеграмом» За этой сферой – большое будущее» - уверен Чесноков.

На бумаге специалисты соединили инвестиционные возможности города, его академичность и туристическую привлекательность. Впрочем, все это затмевается по сравнению с экономическими планами. Образы будут настолько сильными и убедительными, обещают авторы мета-бренда, что длинные очереди будут не в музеи, а в налоговые органы – для регистрации IT-компаний.

«Туристы – это граждане мира, которые сегодня здесь, а завтра там. Наша задача – чтобы у нас платили налоги, чтобы люди создавали компании в нашем городе. А жить после этого они могут где угодно. Давайте думать в понятиях экономики, а не симпатии. По пирамиде Маслоу – на первом этаже деньги, а дальше все остальное. Поэтому город должен зарабатывать», –неумолим и директор петербургского офиса SPN Communications Сергей Калинчук.

Авторы проекта вспомнили слова Михаила Боярского , которые нашли свое место в мета-бренде. По версии SPN Communication, актер в свое время предложил сделать образом Петербурга Лахта-Центр. Самое высокое строение в северной Европе, создавшее общественный резонанс, они отразили в качестве доминанты – вертикальных линий, которыми изрезан городской пейзаж. Эту идею воплотили и в будущем логотипе.

Впрочем, сам Михаил Боярский в комментарии DeltaNews остался не в восторге от таких планов. По его словам, Петербург должен дорожить своим вечным прошлым, а новые образы – ни к чему.

«Я говорил, что Эйфелева башня в свое время стала символом Парижа, то есть вещи, которые воспринимаются в штыки, могут стать брендом, – говорит Боярский. – Уверен, что именно музеи должны быть впереди. Честно говоря, их логика мне не нравится – я за вечное, а не новое. Менять образ не нужно. Лахта-Центров еще будут десятки, а то, что в центре Петербурга – в одном экземпляре».

«Не думаю, что город способен отказаться от инвестиций в туристической области. Хочешь-не хочешь, а это инвестиции каждого гостя. Может быть, это ничтожно по сравнению с инвестициями крупных компаний. Но не стоит забывать, что к нам приезжает 8 млн туристов, – говорит Буров. – Что касается IT-технологий, то они никогда не вредили ни музеям, ни театрам. В XXI веке они вживаются повсюду. Можно соблюсти общий интерес в образе города-памятника и высоких технологий. Вопрос – как это визуализировать. Хотел бы посмотреть на это сам».

Аналогичное мнение нам высказал доверенное лицо президента и советник губернатора Николай Буров . Его можно назвать успешным музейным менеджером – в 2016 году под его начальством Исаакиевский собор увеличил доход до рекордных 824 млн руб . Львиную долю заработка принесли именно бесконечные потоки туристов.

Досталось не только музейному наследию города, но и избитому штампу – «лихим девяностым». Авторы мета-бренда выяснили, что в топ-10 ассоциаций, связанных с Петербургом, входит образ «Бандитского Петербурга». Этот имидж, по мнению Чеснокова, городу вредит, его «нужно стереть ластиком и забыть, как неудачную нашлепку». Автор серии литературных произведений, а также соавтор сериала «Бандитский Петербург» Андрей Константинов затруднился оценить идеи, предложенные разработчиками мета-бренда.

«Пока не понимаю, о чем вы говорите. Пусть отказываются от чего угодно – это же смешно. От образа отказываться – это как исключать слово из русского языка. А давайте исключим слово «мудак» - я первый проголосую. Но оно останется, ничего от этого не изменится», - заключил писатель.

Общественность, как пояснили в компании-разработчике, сможет ознакомиться с результатами трудов только в следующем году. Предстоит долгий подготовительный период с чиновниками, чтобы затем провести яркую презентацию проекта «в стиле главы Apple Тима Кука». В комитете по развитию туризма не смогли прокомментировать, будет ли народное голосование.

– У города нет вопросов? – спросили мы в комитете.

– Принимаем документы, работой довольны. Пока вопросов нет, – ответил один из компетентных сотрудников.

Contact Person Алексей Стрельников