Героям блокады в Питере рады: в тени памяти военного Ленинграда оказались памятники императорских времен

В Санкт-Петербурге всё больше внимания уделяется блокадному периоду города. В честь сотрудников, работавших в те страшные годы, устанавливаются памятники, в мемориальном музее обороны и блокады Ленинграда провели реконструкцию. Тем временем здания, заставшие ещё основателя города, Петра I, в это время продолжают разрушаться на глазах местных жителей и туристов. 

Открытый после реставрации три года назад Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда не остаётся последним форпостом, посвящённым страшному периоду в жизни города. В Соляном переулке, где он расположен, продолжают отмечать профессионалов, которые помогли устоять Северной столице во время Великой Отечественной. В сентябре здесь заложили первый камень скульптурной композиции «Памяти медицинских работников блокадного Ленинграда». Нужно учесть, что в этом году в переулке ранее уже появилась скульптура, посвящённая блокадной учительнице. Какие ещё профессии планируют увековечить в камне, пока не сообщается.

Медиков собирается изваять скульптор Владимир Бродарский , чиновники обещают открыть его 27 января – в День полного освобождения советскими войсками города Ленинграда от блокады его немецко-фашистскими войсками в 1944 году. Вполне возможно, что «каменные» врачи вместе с учительницей станут экспонатами музея.

Блокадная тема в Санкт-Петербурге достаточно популярна. Искусствовед Михаил Золотоносов считает , что предложения от различных инициативных групп поступают регулярно, часто им удаётся добиться их принятия, далеко не всегда это здорово. Он вспомнил человека, который хотел поставить памятник блокадной капусте по аналогии с изваянием колюшке в Кронштадте. Огромный искусственный кочан в Санкт-Петербурге пока не вырос, но долго ли такой проект в итоге реализовать. Это притом что удобных мест для подобных памятников в городе практически не осталось. Если же всех блокадных рабочих поставить впритык, считает Золотоносов, получится постмодернистский жест. Одно дело ставить экспонаты в замкнутом пространстве, другое – заставлять ими улицу.

Пока же Соляной переулок продолжает заполняться новыми памятниками, в центре Санкт-Петербурга продолжают разрушаться старые. Созданное ещё при Петре I Конюшенное ведомство сегодня пребывает в совершенно удручающем состоянии. Городские власти пытаются задрапировать разваливающиеся стены различными баннерами, и со стороны Храма Спаса-на-Крови он за цветными полотнами попросту не виден, но стоит обойти его со стороны реки Мойки, становится понятно, что трехсотлетнему комплексу зданий недолго осталось. Ни богатая история, ни всероссийская известность ему пока не помогают. В 1720-1723 гг. его возводили под руководством архитектора Николая Гербеля . В 1817–1823 годах ведомство перестроил Василий Стасов, сохранив конфигурацию и стены. На его территории находится церковь Спаса Нерукотворного Образа. В 2001 году комплекс зданий признали объектом культурного наследия федерального значения. С тех пор царские конюшни стремительно приходили в негодность, несмотря на предложения инвесторов по восстановлению старых стен. Каких только вариантов бизнесмены не предлагали Смольному: и общественное пространство, и апарт-отель, и музей. В 2019 году в Конюшенном ведомстве открылась выставка концепций его реорганизации: пять стендов с кадрами и схемами, разработанные компаниями «Старт Девелопмент» , «Тандем Истейт» , «Группа Ярд» , Центром выставочных и музейных проектов и Государственным музеем истории Санкт-Петербурга . Но выставка так и осталась просто громким событием, которое ни вылилось в какие-то конкретные шаги по восстановлению Конюшенного ведомства. В итоге оно много лет пребывало в разрушающемся состоянии.

В этом году Конюшенное ведомство на скандальных торгах (несколько компаний попросту не допустили к участию) ушло по программе «Рубль за метр» компании «Бахчасарай» , которая не имеет никакого опыта реставрации архитектурных памятников. При этом председатель комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Петербург а Сергей Макаров ранее заявлял , что Конюшенное ведомство можно использовать под «любую коммерцию». Сможет ли бизнес сохранить императорские конюшни – большой вопрос. Всё ж таки к блокаде они отношения не имеют, да и год 350-летия Петра I уже подходит к концу.